Скромная драконская девушка (oleyka) wrote,
Скромная драконская девушка
oleyka

Categories:

Dare Mighty Things!

Час назад вернулась с мероприятия, посвящённого посадке марсохода Curiosity. Лапы только-только отогрела и теперь просто обязана написать об увиденном. Потому что событие получилось невероятно классным.

Устраивал это событие исследовательский центр NASA, что находится в 15 минутах езды от дома. Они являются разработчиками части оборудования, установленного на марсоходе, а также местом тестирования всевозможных компонент его доставки на Марс. На большой поляне перед двумя огромными надувными экранами собралось несколько тысяч человек. Изначально количество мест было ограничено пятью тысячами. Сколько было на самом деле, сказать сложно, но мой бесплатный билет у меня так никто и не спросил.

Началось всё в 5 вечера. Время посадки называлось ориентировочно в 10:30. Завершение мероприятия в полночь. При взгляде на программу мероприятия у меня закрались сомнения о целесообразности траты такого огромного куска времени на какие-то доклады и выступления. И совершенно напрасно, потому что именно они и оказались для меня гвоздём программы. Нет, марсоход, конечно, супер технично и эффектно спустили, всё прошло как по маслу. И было очень трогательно и волнительно наблюдать на экране, как сотрудники NASA-вской лаборатории в Пасадене дрожащими от волнения руками хрупают арахис на удачу. Но то, что было вокруг, оказалось ещё ценее.

Во-первых, перед началом докладов у нас было часа два времени побродить по территории, заглянуть во все палатки, где сами учёные и инженеры рассказывали о своих приборах. И были они самыми разными, эти инженеры — кто в джинсах, кто в шортах, а кто-то в юбках. Самых разных национальностей, но все с горящими глазами.

Потом начались выступления. Первым делом, чтобы не было никаких разочарований, нам объяснили, что же мы сегодня увидим, а чего, возможно, увидеть не удастся, и что всё это будет означать. «Много прыгающих и обнимающихся людей в кадре — это будет главный индикатор, что всё прошло успешно; даже если вам не смогут по техническим причинам показать картинку». Как минимум, был обещан симулятор, который рисует картинку по реальным данным (с 14-минутной задержкой, разумеется). Ну и конечно напомнили, что из шестнадцати предыдущих марсианских миссий NASA успешными были лишь шесть.

Так вот, о выступлениях. Меня поразило, насколько они были образовательно и педагогически продуманы. Вот представляют человека, большого учёного, заведующего какой-нибудь лабораторией. Что мы привыкли слышать? Перечисление достижений, наград и премий. А тут каждое представление начиналось с описания области профессиональных интересов и образования — какая специальность и в каком ВУЗ-е получена. Обязательно рассказывали про первые шаги в NASA — как человек пришёл интерном на практику и почему захотел вернуться/остаться.

Сами доклады были максимально доходчивые, увлекательные и при этом познавательные. Это тоже искусство — выйти к толпе и не мудрить словами, набивая себе цену, а постараться изложить очень сложное очень понятно и интересно. И нет, у них это получается не потому, что они все такие талантливые болтуны. Большинство, я уверена, клинические интроверты. Как признался один из докладчиков: «на самом деле, 7 минут террора — это не ожидание сигнала от марсохода (7 минут — время посадки агрегата), а те минуты, что я стою на этой сцене».

Ведущей программы была доктор Ивонн Пендлтон, она же директор Института по изучению Луны. Она же выдающийся астробиолог и астрофизик. Она очень уверенно вела программу в таком вот образовательно-педагогическом русле. Одного из своих коллег попросила рассказать о людях, повлиявших на его решение стать учёным. Ими оказались дедушка и школьный учитель химии. Другому, относительно молодому, задала довольно каверзный вопрос: «Вы всегда видели себя учёным, Вам никогда не хотелось стать кем-то ещё?» Конечно, вопросы более-менее были заготовлены заранее, но меня восхитил ответ. Начинался он с уверенного: «Да!» Я не смогу привести его целиком, но он был на удивление обстоятельным и отвечал одним махом на все мучившие меня в своё время вопросы.

Он говорил о том, что сомнения по самоопределению у него были и немалые — и это нормально. И что проблемы мотивации тоже были — и это тоже естественно. Что его швыряло то стать шеф-поваром, то ещё кем-то, но в результате любознательность (curiosity!) и увлечение химией и биологией победили с большим преимуществом. И подумалось мне: ведь это так важно, когда ты подросток или студент, услышать от уважаемого человека, что оказывается, то, что тебя так колбасит на перепутье — это не потому что ты больной на голову, а потому что это естественно и нормально и это надо пройти.

Были, конечно, высказаны и некоторые сомнительные в своей верности банальности. О том, что надо обязательно постараться учиться как можно дольше (в смысле, не жалеть времени на высшее образование), чтобы иметь потом возможность заниматься любимой работой, а не ходить на неё как на каторгу. Но я думаю, среди пришедших на событие найдётся с десяток родителей, которые будут благодарны ей и за эти слова.

Что было ещё интересного: помимо советов «учиться, учиться и учиться» нам было рассказано о двух crowd-sourced проектах, участием в которых можно принести пользу NASA прямо сейчас, не дожидаясь диплома бакалавра. Идеальный приём для того, чтобы заинтересовать детей в космических исследованиях (а до конца школьных каникул ещё 2-3 недели). Сейчас сами оцените! В одном из проектов необходимо просматривать огромное количество фото-материалов Луны с целью обнаружения там разных интересных явлений и пятен: «ведь на Луне ещё много мелких кратеров, и каждый из них надо будет как-то назвать». В другом с помощью приложения для iPhone считать падающие метеоритные осколки буквально вот в следующую субботу.

Вот такой удивительный вечер получился. Несмотря на стремительно охлаждающийся воздух и поднявшийся ветер, программа выступлений была просто захватывающей. Даже жалко было, что мы не успели всех дослушать, когда на экраны пустили живую трансляцию из Лаборатории реактивного движения в Пасадене с информацией о процессе снижения и посадки.
Tags: education, lifestyle, science
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments